Мы работаем только с проверенными застройщиками Хургады.Выбирайте лучшее!

Красное море стало ближе Черного !

Мусульманское право или Таукиль - это ДОГОВОР


Иджмаа - разумное решение
07.02.2008 10:34
Один из основных источников мусульманского права – это единодушное мнение наиболее авторитетных шариатских правоведов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной. Это мнение называется «Иджмаа» (от арабского корня «джа-ма-аа», который означает «собираться вместе») и представляет собой комментарии, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Поскольку окончательное толкование ислама дается именно в Иджмаа, Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Рассказать нашему журналу о современном шариатском законодательстве любезно согласился доктор Абдель Азиз Бен Мухаммед Ан-Нахари, главный редактор самой тиражной газеты Саудовской Аравии «Оказ».

ВЗ: Будучи главным редактором крупного издания к вам стекается огромное количество информации, в том числе и правовой. Скажите, что Вы чувствуете, сравнивая криминальную хронику из разных стран с аналогичными данными по Саудовской Аравии?

Доктор Абдель Азиз: Конечно, в глаза бросается огромная пропасть в статистических данных. По сравнению, например, с любой европейской страной, можно сказать, что в Саудовской Аравии уровень преступности близок к нулю.

ВЗ: В чем причина? Чья эта заслуга – строгого шариатского законодательства или просто менталитет у граждан Саудовской Аравии такой?

Д.А.А.: И в том и в другом – в смысле, что шариат и менталитет граждан неразрывно связаны. Шариатское законодательство довольно - таки строгое, но справедливое. А менталитет жителей Саудовской Аравии – это, прежде всего, доброжелательный и откровенный менталитет мусульман, благодаря которому население не склонно к совершению преступлений.

ВЗ: Скажите, в немусульманских странах бытует мнение, что шариатский закон стар – ведь он основан на Коране и Сунне, которым тысячи лет. Как можно с помощью Шариата решать проблемы современных правовых взаимоотношений в обществе?

Д.А.А.: Шариатский закон – очень гибкий закон. Благодаря таким принципам как Иджмаа и Иджтихад* можно решить любой спор, любую проблему, даже если мы сегодня о ней еще не знаем. У нас есть насколько инстанций судов, законы постоянно модернизируются и улучшаются. К тому же – мы теперь члены ВТО. Если бы саудовские законы были стары и трудноприменимы, нас бы не приняли в эту организацию.

В.З.: И последний вопрос немного необычный. Ваши соседи, Объединенные Арабские Эмираты, по сообщениям их же СМИ, иногда вызывают в суд джиннов, в Аджмане, в Рас-Эль-Хейме… Как вы относитесь к этому?

Д.А.А.: Кого? Джиннов?! (Долго смеется. – прим. редакции) Ну, у нас такого в Саудовской Аравии нет! Мы в это не верим. Есть дела, есть люди, есть законы. Люди и выступают в качестве свидетелей.

Наша справка:

Насущная необходимость в решении новых проблем, стоящих перед мусульманами вскоре после смерти Пророка и по нынешний день, привела к появлению концепции Иджмаа, которая предполагала использование умозрительных рассуждений и аналогической дедукции. Учение Иджмаа – «согласованное решение» - прошло несколько фаз своего развития. Первая называлась «единодушное согласие сподвижников Пророка Мухаммеда». Благодаря политической власти халифов, такая Иджмаа практиковалась практически без проблем и затруднений. Затем было «согласованное мнение последователей» (следующее поколение мусульман после сподвижников Пророка). Практика Иджмаа в этот период была затруднена тем, что уже не существовало единого законного правительства для всех мусульман, которое могло привести всех к единому мнению. Более того, многие богословы, жившие в Медине, разъехались по всему Аравийскому полуострову, положив начало различным религиозным и юридическим школам, что сделало выработку единого коллективного взгляда на различные проблемы практически невозможным. Затем наступил период Иджтихада: в результате разнообразия взглядов, правоведы того периода структурировали правила применения принципов Иджмаа во избежание продолжения распрей и развития изоляционизма. Это был такой период, когда исламский мир был четко разделен по идеологическим пристрастиям. Кроме того, на каждого ученого влияли традиции той местности, в которой он жил. Последним был «Постиджтихадский период»: именно в тот период окончательно утвердился взгляд на Иджмаа как на единственный и непререкаемый источник законности.

Очень важно отметить, что исламские системы юриспруденции абсолютно свободны от влияния политической конъюнктуры. Шариатские правоведы в традиционных доказательствах значения и авторитета Иджмаа всегда использовали термины, которые относятся не к малочисленной группе избранных, но ко всем верующими или тем, кто действительно их представляет. Люди должны иметь свободу избирать представительный орган из числа тех, кого они хотели бы видеть выступающим от своего имени в совещаниях и при принятии решений. В Шариате нет четких указаний относительно выбора представителей сообщества, кроме тех, что они должны руководствоваться принципами справедливости, демократии, милосердия и братского сострадания. Умма в ранние годы Ислама собирала Шуру (совет), прямо на месте выбирая делегатов, которые представляли бы интересы всей группы. Это открытое, непосредственное и временное наделение полномочиями называлось по-арабски «акд таукиль димни» – договор о гарантированном представлении интересов.

Идея о том, что средний человек не способен прийти к верным решениям в сфере общественной жизни и политики, является хитрым механизмом для манипуляции массами в западном мире. Неслучайно, что вопрос о предполагаемой глупости среднего человека возникает параллельно с ростом патернализма в политике. Патернализм – это стиль правления, подразумевающий отношение к правителю (правительству), как к мудрому отцу, который всегда действует в лучших интересах народа, и потому дети-граждане должны молчать и голосовать за него. Еще одно важное значение Иджмаа состоит в том, что хотя большинство само по себе имеет важное значение, оно имеет обязательство убедить в своей правоте меньшинство, если оно действительно право.

Иджтихад (араб. اجتهاد‎‎, «борьба с собой», «проявление усердия», «настойчивость», от того же корня j-h-d, что и слово джихад) — в Исламе означает право человека на субъективное постижение истины.

Интервью взял Тимур Воронов.

lawtimes.ru

Хургада видео экскурсия